Тема: «Кто такие птицы?»
Цели:
обучающие - познакомить учащихся с понятием “птицы”, научить отличать птиц от других животных; познакомить детей с отличительными признаками зверей, внешним строением, их разнообразием;
развивающие – развивать произвольное внимание, зрительную память, логическое мышление и речь; развивать логические операции мышления – умение обобщать, классифицировать, сравнивать и делать выводы;
воспитательные – прививать любовь к птицам и зверям, воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова « Мир вокруг нас» 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику, цветные карандаши, голубиные перья, изображения птиц, ребус, карточка со словом «пеликан».
Ход урока
I.Организация начала урока
-Прозвенел звонок, начался урок!
Сегодня будем изучать мы тех,
Кого в природе нам ни раз встречать!
- Проверьте, чтобы у вас всё было готово к уроку – учебник, рабочая тетрадь к учебнику, цветные карандаши.
II. Повторение пройденного материала.
1.Фронтальный опрос
- Ребята, давайте вспомним, с какими группами животных мы уже знакомы? (Насекомые, рыбы)
- Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.
2.Игра « В реке – в море»
- Поиграем в игру. Я буду называть рыб. Если это речная рыба, то вы хлопаете в ладоши, если морская – приседаете. (Называются рыбы, которых дети видели на страницах 22-23учебника)
III. Изучение нового материала
1.Сообщение темы урока
- Сегодня мы познакомимся ещё с двумя группами животных, а чтобы узнать, как называется одна из этих групп, отгадайте загадку:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...(Птица)
- Ребята, кто же такие птицы? (Выслушиваются ответы детей)
2.Работа по учебнику
- Откройте учебники на странице 24. В рамочке изображены животные. Назовите их и скажите, что у них общего?
- Можно ли утверждать, что крылья –это главный признак, по которому можно отличить птиц от других животных? ( Нет, так как, например, у бабочки тоже есть крылья, но она – насекомое).
- Скажите, какое из этих животных – птица? ( Выслушиваются ответы детей)
- Попробуем определить основной отличительный признак, по которому можно безошибочно узнать птиц. ( У птиц есть перья)
2. Чтение вывода о главном признаке птиц в учебнике.
- В нижней части страницы 24 изображена птица. Знакома ли она вам? ( Да, это голубь)
- Теперь давайте рассмотрим строение птицы на примере голубя.
3. Рассказ учителя
Птица похожа на самолет. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но еще и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зерна — толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают/ копают, долбят. С помощью клюва птицы плетут гнезда, чистят перья, кормят птенцов;
Самый большой нос — у пеликана, а самый маленький— у ласточки. Без носа птица — как мы без рук.
В отличие от других животных у птиц всего, две! ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, Когда сидят. Обычно на птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев, и длина ног у птиц разная, у водоплавающих птиц между пальцами — кожные перепонки, которые, помогают им грести лапами, будто веслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Все тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев'' нет. Без перьев птице не обойтись. Они спасают ее от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья — это одежда птиц.
IV.Практическая работа
— Перья, покрывающие тело птицы, разные. Это пуховые, мягкие перья. Они помогают птицам сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. Летают птицы с помощью полётных или маховых перьев (учитель показывает иллюстрации). Это жесткие и упругие перья.
Хотя перья, очень легкие, они очень прочные. Мы уже убедились, что перья отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. А что у них общего?( На каждую парту учащимся раздаются голубиные перья для рассматривания)
У всех перьев есть стержень и бороздки (учитель показывает). Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как они прочно соединены.
Обратите внимание: на рисунке в учебнике рядом с голубем изображены перо и чернильница. Почему художник нарисовал их здесь?
Раньше у людей не было шариковых ручек. Они писали гусиными перьями. Возьмите перья, лежащие у вас на партах, и отрежьте ножницами кончик. Видите — внутри оно пустое. В эту пустоту набирались чернила, которыми писали люди.
V.Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!
VI. Закрепление изучаемого материала.
1.Рассказ учителя с элементами беседы
- Сегодня на уроке Мудрая черепаха передала нам книгу птичьих рекордов, для того, чтобы, мы узнали кто из птиц самый – самый.
- Чтобы узнать у кого самый большой клюв, нам надо будет потрудиться. Книга очень старая и поэтому в ней некоторых букв не видно. Мы должны восстановить слово. ( На доске карточка со словом).
-Правильно, самый большой нос – у пеликанов. (На доску вывешивается изображение пеликана)
На доску вывешивается изображение ласточки.
- Чтобы узнать название самой большой в мире птицы, отгадайте загадку:
Голову в песок зарыл,
Хвост пушистый распустил.
Я догнать его пытаюсь,
Но быстрее ветра ...
(Страус)
На доску вывешивается изображение страуса.
- Страус— самая крупная в мире птица. Для полетов он слишком тяжелый, а перья на крыльях — короткие. Улететь от врагов страус не может, но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.
Страус — высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить тому череп. На большом пальце у страуса есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти. Кроме того яйца страусов самые большие из тех, что откладывают ныне существующие птицы. Люди разводят страусов из-за их великолепных перьев. Первое ощипывание можно проводить ещё до того, как страусу исполнится один год, и каждый раз на месте выдернутых перьев будут вырастать новые.
Пингвин — тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв — оружие пингвина в драке.
2.Работа по учебнику
- Рассмотрите изображения остальных птиц на странице 25. Назовите их. - - Каких из этих птиц вы видели в городе, за городом? Что вы о них знаете?
- Каких еще птиц вы знаете?
Учитель показывает иллюстрации с изображениями птиц, дети их называют.
3. Работа в тетради
- В тетради вы попробуете нарисовать птичку, в этом вам поможет подсказка слева, где птичка нарисована по этапам. (Рабочая тетрадь, стр.11 №2)
VI. Итог урока
- С какой группой животных мы сегодня познакомились более подробно?
- Какой главный отличительный признак у птиц?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Тема: «Мой любимый город Краснодар» (викторина для учащихся 2 класса)
Цели:
Ø Сформировать представление об истории города Краснодара.
Ø Воспитывать чувство ответственности за сохранение истории родного города, прививать любовь к родному городу и его историческому наследию.
Задачи:
Ø образовательные: расширить представления о городе с его многовековой историей; установить новые связи между явлениями прошлого и настоящего времени; подвести к выводу о том, что Краснодар, как и любой другой город, отличает своя уникальная история, имена великих людей и своя культура;
Ø развивающие: развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков учащихся, способствовать расширению кругозора школьников по знанию истории Краснодара; развивать умения учащихся работать в команде, высказывать и защищать свою точку зрения, быстро и кратко давать ответы на поставленные вопросы;
Ø воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу, уважение к роли личности Екатерины II в истории города Краснодара.
Оборудование: жетоны, карточки с изображением достопримечательностей Краснодара, грамоты.
Правила проведения викторины:
1. В викторине принимают участие три команды ( по 6 человек из класса).
2. Игру начинает команда, получившая право начать игру по жеребьёвке.
3. В 1 туре разыгрываются 6 вопросов (по 2 вопроса для каждой команды). Правильно ответив на вопрос, команда получает жетон.
4. В следующем туре проводится конкурс «Кто больше?» Командам зачисляются очки за правильные варианты ответов.
5. В третьем туре команды получают карточки с изображениями достопримечательностей города Краснодара. За каждое правильное название достопримечательности команда получает жетон.
6.В роли ведущего выступает учитель.
Ход викторины:
1 тур
- Команды поочерёдно отвечают на вопросы:
1. Как назывался Краснодар до 7 ноября 1920 года? (Екатеринодар)
2. Как называется главная улица Краснодара? (Красная)
3. Кто подарил земли казакам, на которых сейчас находится город Краснодар? (Екатерина II)
4. В какой город ездили казаки 1 апреля 1792 года на приём к императрице? (Санкт-Петербург)
5. Какой памятник был восстановлен в г.Краснодаре в 2006 году? (памятник Екатерине II)
6. Чьим именем названа главная библиотека в Краснодаре? (им. А.С.Пушкина)
2 тур
- Ваша задача назвать как можно больше улиц нашего города (команды отвечают по очереди, пока ответы не закончатся у всех команд).
3 тур
- Я выдам сейчас командам карточки с изображением различных достопримечательностей Краснодара; задача команд - дать им названия.
Подведение итогов викторины, награждение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий